Любое ли упоминание товарного знака является нарушением?

Товарный знак является средством индивидуализации, который используется компаниями в коммерческой деятельности для маркировки продукции. Зачастую товарный знак могут использовать не только правообладатели, но и другие компании, например, партнеры или агрегаторы. После регистрации товарного знака правообладатели начинают сомневаться, а всем ли можно запрещать использовать зарегистрированный товарный знак, каким образом использовать зарегистрированный знак партнерам, как можно дать согласие на использование зарегистрированного товарного знака. Законодательством предусмотрены случаи, когда товарный знак может использоваться без согласия правообладателя, и это использование не будет считаться нарушением.

Какое использование товарного знака без согласия правообладателя запрещено законом?

Для начала определим, какое использование товарного знака охраняется законодательством РФ и возможно только с согласия правообладателя. Обратимся к п. 2 статьи 1484 Гражданского кодекса РФ:

«Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации».

Данный пункт указывает на то, что наказуемо использование чужого товарного знака для индивидуализации товаров или услуг с целью получения прибыли.

В каких случаях можно использовать товарный знак без согласия правообладателя:

1. Товарный знак упоминается в новостях, статьях, интервью с информационной целью. В таком случае не нарушаются права правообладателя, т.к. товарный знак используется не для маркировки товаров, не с целью извлечения прибыли.

2. Товарный знак упоминается на сайте торгового центра, интернет-магазина для информирования аудитории, а не с целью продажи под этим товарным знаком другой продукции. Если товарный знак размещается, например, в разделе «Партнеры» и используется не для индивидуализации товаров или услуг, то такое использование может быть признано законным.

Однако если товарный знак без согласия правообладателя используется в рекламных материалах или на самом сайте с целью увеличения продаж других товаров, то такое размещение может быть признано незаконным.

3. Упоминание чужого товарного знака не должно нарушать антимонопольное законодательство. Иногда товарный знак конкурента используется не в целях маркировки товаров и их продажи в дальнейшем, а с целью ущемления интересов конкурентов и получение преимуществ для своей компании на рынке. Такие действия могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции.

Согласно статьям 14.1-14.3 ФЗ «О защите конкуренции» к нарушению антимонопольного законодательства может привести использование товарного знака при следующий обстоятельствах:

— Использование чужого товарного знака повлекло распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые дискредитируют конкурента.

— Использование чужого товарного знака в материалах, которые вводят в заблуждение потребителя, конкурентов и других третьих лиц.

— Некорректное сравнение Вашей компании или товара с компанией или товаром конкурента. Сюда относятся сравнения с использованием следующих слов: «лучший», «самый», «первый». Также наказуемо сравнение без указания конкретных параметров, сравнение на сопоставлении незначительных или несопоставимых фактов.

Также хотим заострить внимание на использовании товарных знаков типографиями. Типографии могут, сами того не подозревая, нарушить права на товарный знак. Когда заказчик приносит макет, то типография просто печатает и не проверяет, чей товарный знак изображен. В таком случае типография может обезопасить себя, включив определенные пункты в договор с клиентом. Для типографии  целесообразно добавить в договоры с клиентами положения о том, что типография оказывает лишь услуги по печати материалов, предоставленных клиентами, не проверяет принадлежность авторских прав клиентам и в связи с этим всю ответственность за нарушение чьих-либо авторских прав несет клиент. Также рекомендуем в раздел договора об ответственности сторон добавить пункт о том, что если к типографии будет предъявлена претензия о нарушение авторских прав материалами, которые предоставил клиент, то клиент обязуется возместить все расходы типографии, которые возникли в связи с разрешением этой претензии, в том числе расходы на юристов.

Если у Вас возникают вопросы о правомерности использования товарного знака, то лучше проконсультироваться со специалистами в сфере интеллектуальной собственности. Каждая ситуация уникальна и требует анализа с точки зрения правовых норм и судебной практики.

Регистрация товарного знака

Защита прав на товарный знак

Защита от недобросовестной конкуренции

 

 

Другие статьи