О недобросовестности в действиях при регистрации товарного знака

Принимая решение о регистрации товарного знака будущий правообладатель должен действовать добросовестно. Индикатором для разграничения понятий добросовестности и недобросовестности при регистрации товарного знака выступает цель, которую преследует будущий правообладатель товарного знака. По смыслу положений статьи 1477 ГК РФ и в контексте правовых позиций Суда по интеллектуальным правам, основная функция товарного знака – способность индивидуализировать товары (услуги) конкретного производителя (лица, оказывающего услуги).

Поэтому при добросовестном поведении целью регистрации товарного знака является стремление правообладателя закрепить за собой право на обозначение, введенное им в гражданский оборот с целью индивидуализации своих товаров (услуг).

При этом о добросовестности правообладателя при регистрации товарного знака свидетельствуют следующие обстоятельства:

— Правообладатель вложил денежные средства в создание товарного знака;

— Правообладатель понес временные затраты на продвижение товарного знака;

— Правообладатель первым вывел на рынок регистрируемое им в качестве товарного знака обозначение;

— Целью регистрации является желание правообладателя индивидуализировать с помощью регистрируемого им в качестве товарного знака обозначения свои товары или услуги.

В этой связи, о недобросовестном поведении правообладателя при регистрации им товарного знака могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

— Правообладатель стремится зарегистрировать товарный знак не с целью индивидуализации своих товаров (услуг) с использованием данного товарного знака , а с целью дальнейшего отчуждения товарного знака другому лицу.
Так, при подаче заявки на товарный знак не требуется подтверждения реального производства товаров или оказания услуг с использованием товарного знака.
Указанное позволяет заведомо недобросовестному правообладателю подать заявку на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, которое в будущем не планируется им к использованию, а целью такой регистрации является отчуждение товарного знака за денежное вознаграждение другому лицу.

— Правообладатель при регистрации товарного знака действует заведомо недобросовестно, понимая, что данное обозначение уже введено в гражданский оборот его конкурентом, при этом регистрирует на себя такой товарный знак с целью запретить своему конкуренту использовать указанное обозначение и взыскать компенсацию в значительном размере.

Такое поведение может быть квалифицировано в качестве акта недобросовестной конкуренции и повлечь за собой не только признание недействительной правовой охраны спорного товарного знака в соответствии со статьей 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», но и привлечение недобросовестного правообладателя к административной ответственности и взыскания штрафа в размере до пятисот тысяч рублей.

— Правообладатель путем подачи заявки на регистрацию товарного знака стремится «монополизировать» использование им обозначения, которое заведомо свободно продвигается на рынке другими лицами.
То есть недопустима регистрация в качестве товарных знаков обозначений, которые длительное время свободно используются другими участниками рынка. Защитить свое право на такой товарный знак правообладателю будет крайне затруднительно, поскольку при подаче иска ему может быть отказано в защите на основании статьи 10 ГК РФ, как лицу, злоупотребившему своим правом.

— Правообладатель при регистрации товарного знака заведомо недобросовестно стремиться воспользоваться чужой репутацией известного бренда, который его конкурент ввел в гражданский оборот, но не зарегистрировал в качестве товарного знака.

Указанное поведение при регистрации товарного знака однозначно свидетельствует о недобросовестности в действия правообладателя и получении им необоснованных преимуществ. В последующем такая регистрация может быть признана недействительной, если будет доказано, что до даты подачи заявки на регистрацию спорного товарного знака, другое лицо длительное время вводило в гражданский оборот товары (услуги) с использованием данного товарного знака, которые заслужили доверие среди потребителей и получили определенную известность.

В зависимости от обстоятельств, которые послужили целью недобросовестной регистрации, для недобросовестного правообладателя могут иметь место различные последствия: от отказа в иске о защите товарного знака до признания регистрации товарного знака актом недобросовестной конкуренции и наложением административного штрафа.

Автор: Шевченко Татьяна ©

Другие статьи