Товарный знак
Обычно при продвижении продукта узнаваемость приходит к названию этого продукта. Потребители идентифицируют продукт по его названию. И зачастую маркетинговая стратегия направлена на узнаваемость названия продукта. Соответственно известное название оказывается под прицелом конкурентов. Могут появиться компании с похожим названием или полностью идентичным, которые начнут забирать часть Вашей аудитории и влиять на репутацию Вашего бренда.
Вы можете зарегистрировать название Вашего курса или Вашего образовательного центра в качестве товарного знака. Это позволит запрещать использование обозначения без Вашего согласия. Мы советуем заранее проводить процедуру регистрации, чтобы впоследствии избежать риска потери Вашего бизнеса. Если Вы уже выведете онлайн-курс на рынок, начнете привлекать клиентов, то Ваш продукт привлечет внимание конкурентов, которые могут его скопировать. Регистрация товарного знака поможет бороться с таким незаконным использованием.
Опыт Z&G.Patent
В нашей практике есть опыт защиты товарного знака учебного центра «Развитие». В данном случае были нарушены права на товарный знак. К нашим специалистам обратился правообладатель товарного знака «Развитие». Он обнаружил в сети интернет, что его товарный знак был скопирован другим учебным центром, который находился в г. Владивосток. Наши специалисты представляли интересы клиента в Арбитражном суде Приморского края. В результате удалось добиться прекращения незаконного использования товарного знака в сети интернет, а также с нарушителя была взыскана компенсация за нарушение исключительных прав.
Защита авторских прав
Также вполне логично защищать авторский курс как объект авторских прав. Обучающий курс является самостоятельным объектом авторских прав. Прав на объект принадлежат автору, но он может их передать юридическому или физическому лицу. Также важно отметить, что для защиты авторских прав содержание курса должно быть выражено в материальной форме. Например, Вы выпустили книгу или написали статью, где изложили особенности Вашего курса и его содержание. Для эффективной защиты авторских прав необходимо своевременно предпринимать меры, которые помогут доказать, что права на объект принадлежат Вам.
Как доказать авторство:
— На произведении указывать ФИО или псевдоним автора.
— Хранить рабочие материалы (исходные файлы, черновики) с указанием даты и ФИО автора. Это необходимо, чтобы в случае возникновения спора можно было отследить факт создания автором произведения. Таким образом, Вы сможете доказать, что права на авторский курс принадлежат Вам.
Если в программе курса Вы используете авторские изображения, фотографии, то необходимо тоже позаботиться об их защите. Если это объекты создаете Вы, то необходимо предпринять меры, описанные выше. Однако если Вы привлекаете стороннего автора для выполнения работ, то необходимо получить право на использование объектов. Если Вы нанимаете сотрудника в штат, то необходимо включить в трудовой договор обязанности сотрудника, а также пункт о том, что права на созданные объекты передаются Вашей компании. Каждую задачу по созданию объектов нужно оформлять в виде отдельного служебного задания. А также осуществлять передачу объектов по акту приему-передачи. В таком случае фотографии, иллюстрации, тексты будут считаться служебными произведениями. Это позволит доказать, что права на них принадлежат Вашей компании. Если Вы заказываете работы и фрилансера, то необходимо будет впоследствии по договору отчудить права на созданные объекты.
В конце хочется напомнить, о том, что минимизировать риски поможет своевременная регистрация товарного знака, а также вовремя оформленные договоры с дизайнерами, фотографами и подготовка необходимых материалов, подтверждающих Ваше авторство. Таким образом, Вы снизите риски возникновения спорных ситуаций. В практике есть примеры, когда вовремя не был оформлен договор с дизайнером, и это привело к судебному спору. Также часто отсутствие регистрации товарного знака способствует незаконному использованию, а в некоторых случаях и потере бизнеса.