Интеллектуальная собственность в бизнесе

Можно ли использовать известных персонажей в рекламе?

Реклама является основным инструментом привлечения клиентов и увеличения продаж. Успешные рекламные кампании могут значительно увеличивать прибыль и способствовать развитию бизнеса. Задача рекламы – привлечь внимание потребителей к продукту и подтолкнуть к покупке. Для этого компании часто используют в рекламе знакомые образы, которые вызывают у потребителей положительные ассоциации. Известные образы, персонажи, личности позволяют сделать рекламу более эмоциональной и запоминающейся. Например, бренд молочной продукции «Простоквашино» использует знакомые с детства образы героев одноименного мультфильма. И тут важно не забывать о правообладателях этих персонажей. В этой статье мы расскажем, как могут быть защищены образы героев и как можно использовать их, не нарушая права авторов и правообладателей.

Персонажи как объекты авторских прав

Все рисованные персонажи из мультфильмов, фильмов, иллюстраций к книгам в первую очередь являются объектами авторских прав. И права на эти объекты возникают с момента их создания. Автор может передать права компании, для которой он создавал данных персонажей. С этого момента компания будет являться правообладателем и сможет распоряжаться произведениями. Использование объектов авторских прав в коммерческих целях без разрешения автора или правообладателя запрещено на основании ст. 1229, 1259, 1270 Гражданского кодекса РФ. Если Вы хотите использовать в рекламе изображение персонажа, то необходимо получить согласие автора или правообладателя.

А можно использовать фольклорных персонажей, ведь у них нет конкретного автора? Вы можете использовать имя фольклорного персонажа в рекламе, например Деда Мороза. Но изображения этого персонажа создавали художники, которые имеют права на свои произведения. Использовать такие объекты можно только с согласия автора или правообладателя.

Персонажи как товарный знак

Регистрация персонажей в качестве товарного знака достаточно распространенный способ защиты данных объектов. В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только словесное обозначение, но и графический элемент. Из известных персонажей мультфильмов товарный знак есть, например, у мультфильмов «Барбоскины», «Фиксики», «Маша и медведь». Правообладатель товарного знака вправе запрещать его неправомерное использование. Если Вы решите добавить в рекламное объявление персонажа, который зарегистрирован как товарный знак, то Вам необходимо получить согласие правообладателя. Если Вы разместили данный объект без ведома правообладателя, то он может направить Вам претензию с требованием прекратить использование, а возможно, и потребует компенсацию.

Как использовать известных персонажей в рекламе?

Если Вы решили использовать известного персонажа в рекламе и не хотите менять свое решение, то важно юридически грамотно подойти к этому вопросу. Не забывайте, что в случае незаконного использования объектов размеры убытков или компенсации могут быть весьма значительными – от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и выше (ст. 1301 Гражданского кодекса РФ).

Если Вы планируете использовать фольклорного персонажа, то не используйте уже готовые изображения и иллюстрации из интернета, а создавайте свои. Если Вы заказываете рисунок, дизайн-макет у дизайнера, иллюстратора, то не забывайте оформлять с автором договор об отчуждении исключительных прав. Также сохраните исходные файлы и черновики с указанием даты создания и ФИО автора. В случае нарушения Ваших прав на изображение это позволит доказать факт создания объекта и принадлежность прав. Если Вам хочется использовать определенный рисунок фольклорного персонажа, то Вы можете приобрести право использования у правообладателя.

Если Вы хотите использовать известного персонажа в рекламе, то Вы можете получить согласие на такое использование или заключить лицензионное соглашение с правообладателем. Необходимо заранее продумать все варианты использования объекта, ведь какие-то форматы могут быть невозможны.

Если Вы хотите использовать ростовые куклы, объемные фигуры персонажей для рекламной кампании, то Вы можете не обращаться напрямую к правообладателю. Существуют компании по пошиву ростовых кукол, которые уже заключили лицензионное соглашение с правообладателем на изготовление и реализацию таких кукол. Важно отметить, что использование возможно лишь в пределах объема лицензии, которую получили портные. Если такого объема прав Вам недостаточно, то Вы можете обратиться к правообладателю и обсудить другие условия использования объекта.

Мы советуем всегда задумываться о последствиях использования объектов авторских прав и объектов интеллектуальной собственности. Даже если Вы уверены в правомерности использования, лучше проконсультироваться с патентным поверенным. Исходя из большого опыта, специалист даст рекомендации и разработает наиболее выгодный для Вас вариант использования объектов авторских прав или интеллектуальной собственности. На опыте мы убеждаемся, что проще в самом начале оформить необходимые документы. Если Вы вовремя не задумаетесь о правомерности размещения известного персонажа в Ваших рекламных материалах, то можете получить претензию от правообладателя, а впоследствии даже судебный иск.

Написать нам

    Удалить файлы
    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.
    Мария Гаврилова
    Автор статьи
    Мария Гаврилова
    Руководитель Z&G. Patent, патентный поверенный РФ (рег. № 1398)

    Другие статьи