Объекты авторских прав
Наверное, для поздравительных открыток — это самая актуальная категория нарушений. Компании зачастую берут уже готовые решения, старые советские открытки, фотографии, а также стихотворения. Учитывая, что права на объекты авторских прав возникают с момента их создания и не требуют регистрации, нарушить такие права очень легко.
Однако если дизайнер создает специально для Вас авторский объект — например, открытку, то в случае возникновения споров, Вы сможете доказать, что являетесь правообладателем данного объекта, при условии, что с дизайнером заключен договор об отчуждении исключительных прав.
Что нельзя использовать в поздравительных открытках, рассылках или рекламных сообщениях без согласия автора (правообладателя)?
— старые открытки или элементы старых открыток;
— любые фотографии;
— кадры из фильмов и мультфильмов;
— любые картинки из интернета;
— стихи других авторов;
— изображения известных персонажей.
Можно использовать:
— упоминание фольклорных персонажей, т.к. у них нет конкретного автора. Но рисунки этих персонажей можно использовать только с разрешения автора или правообладателя;
— объекты авторских прав с разрешения автора (правообладателя);
— объекты, созданные по Вашему заказу.
Если же Вы будете включать в поздравление объекты авторских прав без согласия автора или иного правообладателя, то легко можете получить претензию с требованием о прекращении незаконного использования и выплаты компенсации в размере от 10 000 рублей до 5 млн. руб.
Использование изображения гражданина
Приобрести права на фотографии не всегда достаточно. Одновременно, при публикации чужой фотографии, можно нарушить нормы, охраняющие изображение гражданина. Так, согласно статье 152.1 ГК РФ использовать фотографию гражданина можно только с его согласия.
Без получения согласия изображение гражданина можно использовать в следующих случаях:
— если фотография используется в интересах государства, общества. Например, фоторобот преступника.
— съемка в местах свободного посещения, где лицо не является основным объектом.
Например, съемка на массовом городском празднике горожан.
— гражданин позировал за плату.
Фотографии с изображениями людей часто появляются в поздравлениях и рекламе, т.к. они добавляют эмоции рекламному сообщению, отражают целевую аудиторию. Важно, чтобы при использовании фотографий с лицами людей, Вы могли доказать, что человек позировал за плату и был проинформирован для чего осуществляется фотосъемка.
Товарный знак
В поздравлениях можно нарушить права и на товарный знак. Если Вы используете изображение или фотографию с зарегистрированным товарным знаком без разрешения правообладателя, то можете получить от него претензию с требованием прекратить использование.
Например, Вы заказали у фотографа фотографию, на которой изображена девушка с телефоном в руке. Оказалось, на телефоне отчетливо виден логотип, который зарегистрирован в качестве товарного знака. В таком случае, правообладатель товарного знака может направить претензию.
Также часто в социальных сетях к праздникам компании проводят различные розыгрыши. В качестве главного приза обозначается товар известного бренда. В данном случае правообладатель товарного знака может посчитать, что Вы продвигаетесь за счет его известности и также может направить претензию с требованием прекратить незаконное использование.
Нарушение антимонопольного законодательства
В поздравлении или праздничной рекламе компании особенно хотят выделиться на рынке среди конкурентов. Это может привести к нарушению антимонопольного законодательства. По его нормам компании не вправе использовать в рекламных сообщениях фразы, которые качественно выделяют их на фоне остальных, или даже заведомо наносят ущерб деловой репутации конкурентов.
Если Ваши действия будут признаны актом недобросовестной конкуренции, то Вам придется выплатить административный штраф, а также конкуренты могут направить иск о возмещении убытков, которые были причинены Вашим недобросовестным поведением на рынке.
Согласно статьям 14.1-14.3 ФЗ «О защите конкуренции» в рекламе и поздравительных открытках, рассылках, постах в социальных сетях нельзя использовать следующие элементы:
1). Нельзя использовать ложные, неточные или искаженные сведения, которые дискредитируют конкурента.
Если в Вашем поздравлении или рекламе будет присутствовать недостоверная информация о компаниях-конкурентах, которая нанесет ущерб их деловой репутации, то это может быть расценено, как акт недобросовестной конкуренции.
Например, Вы решите написать, что в отличии от Ваших конкурентов Вы всегда поздравляете своих клиентов с праздником.
2). Нельзя использовать сведения, которые вводят в заблуждение потребителя, конкурентов и других третьих лиц.
В данном случае недостоверная информация сообщается не о конкуренте, а о компании, которая эту информацию распространяет. И сведения эти не отрицательные, а наоборот, в положительном ключе характеризуют компанию.
Например, если Вы решите написать, что Вы дарите оригинальные авторские конфеты, а подарите обычные конфеты.
3). Нельзя использовать некорректное сравнение Вашей компании или товара с компанией или товаром конкурента.
В поздравлениях компании иногда хотят подчеркнуть ценность подарка, поэтому используют слова «лучший», «самый», «первый», «единственный» и т.п.
Например, если Вы напишете, что дарите самый лучший подарок своим клиентам.
Если вдруг Вы столкнулись с нарушением прав на Ваши авторские произведения, товарный знак или другие объекты интеллектуальной собственности, или Вам пришла претензия о нарушении исключительных прав на объекты, то Вы можете обратиться к нашим специалистам. Наша компания имеет опыт в сопровождении клиентов в Суде по интеллектуальным правам, Арбитражных судах, Палате по патентным спорам, Управлениях Антимонопольной службы.
Услуги Z&G.Patent