Защита прав на товарный знак
Товарный знак является средством индивидуализации товаров или услуг, а значит, не может быть скопирован или использован кем-то без согласия правообладателя. Вы вправе запрещать незаконное использование товарного знака. Хотим обратить внимание на несколько важных аспектов, которые нужно учитывать.
Конкуренты нарушают Ваши права на товарный знак, только если копируют именно товарный знак, а не идею Вашего бизнеса или другие объекты, например, фирменный стиль или фотографии. Такие объекты тоже можно защитить только по другой стратегии.
Конкуренты нарушают Ваши права на товарный знак, только если используют тождественное или сходное до степени смешения обозначение в отношении тех классов, которых зарегистрирован Ваш товарный знак.
Также стоит отметить, что если Вы не будете пресекать незаконное использование Вашего товарного знака, то это может стать основанием для аннулирования товарного знака, т.к. он потеряет различительную способность.
Что делать, если обнаружили нарушение?
Порядок действий, если ваши права нарушены.
1. Для начала зафиксируйте нарушение с помощью оформления нотариального протокола осмотра доказательств в сети интернет. А также оформите акт осмотра доказательств в сети интернет.
2. Проведите контрольную закупку. Необходимо доказать, что под Вашим товарным знаком продавалась контрафактная продукция.
3. Фото, видеосъемка (возможна периодичность).
4. Адвокатский запрос к хостеру – о правообладателе доменного имени.
5. Предъявление претензии.
Масштабирование бизнеса и дополнительная прибыль
Товарный знак – это объект имущественных прав. И Вы можете распоряжаться им, как и любым другим имуществом: продать, передать во временное пользование. Передача исключительных прав на товарный знак передается по следующим договорам: договор отчуждения исключительных прав, договор коммерческой концессии и лицензионный договор.
Договор отчуждения
Если Вы решили продать товарный знак или сменить правообладателя (перенести товарный знак с одного юридического лица на другое), то Вы можете оформить договор отчуждения. В соответствии с условиями данного договора, правообладатель товарного знака в полном объеме передает исключительное право на товарный знак приобретателю за определенное в договоре денежное вознаграждение.
Договор отчуждения должен пройти обязательную регистрацию в Роспатенте. По итогам регистрации к свидетельству на товарный знак будет выдано изменение, которое подтверждает передачу прав.
В договоре должны быть согласованы следующие условия:
— стороны (наименование организаций или Ф.И.О. ИП, их местонахождение)
— предмет сделки (исключительное право на объект с его описанием);
— размер и способ уплаты финансового вознаграждения и другие.
Лицензионный договор
Лицензионный договор — это соглашение между правообладателем товарного знака (лицензиаром) и лицом, желающим приобрести право использования какого-либо товарного знака (лицензиатом), которое предусматривает способы использования товарного знака, территорию действия права, срок и иные условия.
Если вы не хотите продавать товарный знак навсегда, а хотите передать во временное пользование, то подходящий вариант для Вас – лицензионный договор.
Условиями лицензионного договора являются:
— предмет (право на использование товарного знака);
— территория, на которой предоставляется право использования товарного знака;
— срок действия;
— допустимые способы использования товарного знака и иные условия.
Договор франчайзинга
Договор коммерческой концессии — это договор, предусматривающий предоставление права использования комплекса исключительных прав, среди которых обязательно присутствует право на товарный знак. Согласно этому договору, правообладатель предоставляет пользователю за оговоренное сторонами вознаграждение на определенных условиях право использования в коммерческо-хозяйственной деятельности комплекс исключительных прав, включая право на товарный знак, коммерческое обозначение, ноу-хау, и на иные, обозначенные в договоре, объекты исключительных прав.
Предоставление комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит регистрации в Роспатенте. Без такой регистрации предоставление права считается несостоявшимся.
Договор коммерческой концессии, как правило, предусматривает следующие условия:
— предмет (право на использование комплекса исключительных прав: товарного знака, ноу-хау, фирменного стиля и иные объекты авторских прав, патенты);
— территорию;
— срок действия;
— допустимые способы использования комплекса исключительных прав;
— права и обязанности сторон по договору, который включают порядок и сроки открытия торговой точки, пределы контроля за использованием комплекса исключительных прав, обучение и иные условия.
Продление товарного знака
Не забывайте, что право на товарный знак предоставляется на 10 лет. Но Вы можете неограниченное количество раз продлять срок действия Вашего товарного знака. Главное, не пропустить срок и вовремя направить заявление на продление.
Срок продления товарного знака Роспатентом составляет от 2 до 3 месяцев, после чего заявителю направляется приложение к свидетельству на товарный знак, подтверждающее продление его права на последующие 10 лет.
Что необходимо делать, если срок продления товарного знака истек?
Если срок действия Вашего товарного знака истек, имеет значение, сколько именно времени прошло с даты истечения. Если этот срок не превышает шести месяцев, то к заявлению о продлении срока Вам необходимо приложить ходатайство с указанием причин, по которым необходимые процедуры не были исполнены вовремя.
Когда же время с момента истечения срока действия превышает шесть месяцев, то права теряются, и в этом случае Вам придется заново проводить процедуру регистрации товарного знака с получением нового свидетельства. При этом важно приступить к регистрации как можно скорее, поскольку другие лица, претендующие на получение прав на аналогичный товарный знак, могут Вас опередить.
При получении свидетельства на товарный знак важно понимать, что Вы получаете, а также уметь грамотно распоряжаться объектами интеллектуальной собственности Вашей компании. Также не забывайте о том, что товарный знак может приносить прибыль. Его можно продать или передать во временное пользование за вознаграждение. Если Вы планируете открытие франчайзинговой сети, то первым этапом может стать регистрация товарного знака. Следите за нарушениями Ваших исключительных прав и вовремя пресекайте их. Это позволит избежать размывания бренда, снизит репутационные риски.