Недобросовестная конкуренция: как отличить?

Довольно часто в практике встречаются случаи нарушения прав на товарные знаки или авторские объекты, связанные с одновременным совершением акта недобросовестной конкуренции против правообладателя.

Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (статья 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Так широко понятие акта недобросовестной конкуренции трактуется нормами международного права.

В российском законодательстве понятие акта недобросовестной конкуренции раскрывается через присущие ему признаки, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Раскрывая суть понятия недобросовестной конкуренции следует обратить внимание на следующие важные моменты, которые отличают нарушение исключительных прав от нарушения, связанного с совершением акта недобросовестной конкуренции.

Во-первых, конкуренция — это всегда соперничество хозяйствующих субъектов. То есть каждый из субъектов  — и правообладатель, и нарушитель должны представлять собой субъект экономической деятельности: быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Также это могут быть физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность без статуса индивидуального предпринимателя либо некоммерческие организации, но обязательно осуществляющие деятельность, приносящую доход.

Во-вторых, между данными лицами должно осуществляться соперничество на товарном рынке,  то есть предлагаемые правообладателем товары или услуги могут быть взаимозаменяемы для потребителя с предлагаемыми товарами или услугами нарушителя, то есть по существу, — и правообладатель, и нарушитель должны предлагать потребителям аналогичные, взаимозаменяемые товары или услуги.

В-третьих,  важно то, что товарный рынок имеет обусловленные географические границы, что означает реальную возможность потребителем предпочесть товар (услугу) правообладателя товарам (услугам) нарушителя без дополнительных нецелесообразных затрат.

В-четвертых, нарушение должно быть направлено на получение именно необоснованных преимуществ в конкурентной борьбе. Под необоснованными понимаются преимущества, которые получает нарушитель, продвигая свои товары (услуги), в нарушение требований законодательства,  то есть те преимущества, которые он не мог бы получить, будучи добропорядочным участником рынка, который, во исполнение нормативных требований, естественным образом воздерживается от совершения подобных действий.

В-пятых, акт недобросовестной конкуренции обязательно подразумевает причинение субъектом-конкурентом убытков либо возможность причинения убытков вследствие совершения такого акта против правообладателя-конкурента, а в некоторых случаях — причинение вреда деловой репутации.

Указанные признаки обязательны для установления акта недобросовестно конкуренции в действиях нарушителя. В том случае, если лицо полагает, что в отношении него совершен акт недобросовестной конкуренции, оно может, по своему усмотрению, обратиться либо в арбитражный суд либо в территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы с соответствующим требованием о признании действий субъекта-конкурента актом недобросовестной конкуренции.

Автор: Шевченко Татьяна ©

Другие статьи