Можно ли использовать слова «лучший» и «первый» в рекламе?

Запрет на недобросовестную конкуренцию, под которой обычно понимают получение необоснованных преимуществ в конкурентной борьбе, установлен нормами Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В частности, одной из форм недобросовестной конкуренции является некорректное сравнение. В том случае, если некорректное сравнение сопряжено с рекламированием товаров или услуг, то есть используется в рекламных сообщениях, такое сравнение также нарушает нормы Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

В каких словесных конструкциях проявляется некорректное сравнение?

1. Одним из самых распространенных среди некорректных сравнений является неточное сравнение, которое проявляется в упоминании слов «лучший», «первый», «номер один».  Здесь потребителю навязывается некое «домысливание», что товар либо услуга одного конкурента превосходит товар всех остальных конкурентов, однако из-за отсутствия конкретных параметров сравнения, потребитель не может достоверно проверить данную информацию.

Например, «обувь нашей марки — лучшая в мире».

2. Также некорректное сравнение может проявляться в упоминании в рекламе конкретного товара (услуги) конкурента при одновременном рекламировании своего товара. При таком сравнении конкурент как бы упоминает и «приравнивает» свои товары к товарам (услугам) конкурента, уже зарекомендовавшими себя перед потребителями и имеющими определенную репутацию на рынке.

Например, «купи одежду нашей марки – ее качество не уступает такой-то марке»

3. Некорректное сравнение может раскрываться и через явную, негативную оценку товаров (услуг) конкурента, где потребителю сообщается о том, что товары конкурента хуже по качеству, свойствам или характеристикам.

Например, «одежда такой-то марки отшивается из некачественного материала».

4. Еще одно некорректное сравнение связано с упоминанием конкретных товаров (услуг) двух конкурентов, когда у потребителя отсутствуют объективные параметры для сравнения этих товаров (услуг). Обычно при таком сравнении употребляются «общие», «размытые» словесные конструкции без упоминания конкретных характеристик данных товаров (услуг), позволяющих потребителю сделать свой выбор.

Например, «обувь нашей марки лучше обуви такой-то марки».

5. Неправильным некорректным сравнением является предложение потребителю сравнить «несравниваемые» между собой параметры товаров (услуг) двух конкурентов, при этом товары (услуги) конкурента упоминаются явно с негативной оценкой.

Например, «одежда такой-то марки не является влагостойкой, а швы в нашей одежде качественно прошиты».

Вышеуказанные конструкции некорректного сравнения запрещены законом, а их использование в рекламе или на упаковке товаров влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 500 000 р.

Автор: Шевченко Т.Г. ©

Защита от недобросовестной конкуренции

Другие статьи