Распространенные ошибки в договоре коммерческой концессии:
1. Товарный знак, права на который передаются по договору франчайзинга, не зарегистрирован.
Перед заключением договора необходимо проверить регистрацию товарного знака, т.к. это обязательное условие регистрации договора коммерческой концессии. Если товарный знак не зарегистрирован, то его использование и заключение договора при таком условии может привести к риску потери бизнеса. Правообладатель и приобретатель в таком случае не защищены от неправомерного использования обозначения третьими лицами, а также могут получить претензию, если обозначение тождественно или сходно с зарегистрированным товарным знаком.
Чтобы избежать такой ситуации, перед заключением договора запросите у правообладателя копию свидетельства на товарный знак или другие объекты интеллектуальной собственности.
2. Ограничение в выборе поставщиков.
Если в договоре франчайзинга указываются ограничения в выборе поставщиков и дистрибьюторов товаров, то это положение может быть признано недействительным согласно п. 2 и п. 3 статьи 1033 «Гражданского кодекса РФ». Данные пункты указывают на то, что условия договора франчайзинга, которые закрепляют характеристики поставщиков, заказчиков, и тем самым ограничивают франчайзи в выборе, признаются ничтожными.
Правильнее будет не ограничивать франчайзи в выборе, а разработать стандарты, которым должны соответствовать товары, расходные материалы, сырье, которые использует франчайзи. Важно обратить внимание на то, что такие стандарты должны подразумевать возможность работать с широким кругом поставщиков.
3. В договоре франчайзинга не определена территория, на которой будет работать франчайзи.
Такая ошибка может привести к тому, что на одной территории будет открыто две точки, что может привести к снижению прибыли франчайзи. Советуем в договоре указывать границы территории, на которой будет вестись деятельность.
4. В договоре франчайзинга не конкретизирована ответственность франчайзера.
Необходимо конкретизировать и закрепить в договоре франчайзинга ответственность франчайзера, а также предусмотреть систему штрафов за невыполнение обязательств.
5. Не определены сроки окончания действия договора.
Договор лучше заключать на определенный срок, чтобы сохранилась гарантия преимущественного права заключить договор на новый срок.
Опыт Z&G.Patent
Сеть лингвистических центров «Талисман» с 2009 года является постоянным клиентом компании. Z&G. Patent осуществляет комплексное сопровождение сделок компании, предметом которых выступают объекты интеллектуальной собственности. За годы сотрудничества специалистами компании разработан целый ряд договоров франчайзинга и лицензионных договоров о предоставлении права использования товарного знака. Все договоры разрабатывались с учетом специфики деятельности клиента , а также особенностей передаваемых по договору объектов интеллектуальной собственности. Z&G. Patent также осуществляет сопровождение регистрации лицензионных договоров в Роспатенте.
«I.B.W» — известный бренд женской одежды. Перед специалистами Z&G.Patent была поставлена задача разработать договор франчайзинга, предусматривающий все юридические тонкости и нюансы процесса взаимодействия правообладателя и его партнеров при продвижении и реализации женской одежды «I.B.W. ideal basic wear».
Специалисты Z&G.Patent разработали и зарегистрировали в Роспатенте договор франчайзинга с учетом специфики деятельности клиента, а также особенностей передаваемых по договору объектов интеллектуальной собственности.
Клиент обратился в компанию «Z&G.Patent» для доработки договора франчайзинга. Специалистам Z&G.Patent необходимо было доработать договор франчайзинга с учетом важных юридических аспектов ресторанного бизнеса. Специалистами Z&G.Patent в договор были внесены важные условия, касающиеся процесса взаимодействия клиента с партнерами по франшизе, а также закреплены положения, вытекающие из особенностей объектов интеллектуальной собственности, передаваемых по договору.