Что же должно произойти, чтобы Вы лишились товарного знака?
1. Если Ваши действия по регистрации товарного знака будут признаны актом недобросовестной конкуренции.
Если товарный знак зарегистрирован не для использования, а для того, чтобы запрещать использование третьим лицам, то такие действия могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции. Такие ситуации часто возникают, когда товарный знак не был вовремя зарегистрирован, но обозначение активно использовалось.
Например, есть компания, которая уже давно на рынке, но не зарегистрировала товарный знак. Вы подаете заявку на регистрацию этого обозначения в качестве товарного знака. Владелец компании, который использовал до Вас, может попытаться оспорить регистрацию товарного знака и попытаться признать Ваши действия актом недобросовестной конкуренции. В таком случае Вы будете вынуждены прекратить использование обозначения и выплатить компенсацию правообладателю.
2. Если Вы не будете использовать зарегистрированный товарный знак в отношении тех видов деятельности, которые были указаны при подаче заявки.
Товарный знак необходимо регулярно использовать именно в том виде, в котором он зарегистрирован и в отношении тех классов МКТУ, которые были указаны в заявке на регистрацию. Если Вы не используете обозначение непрерывно в течение 3-х лет, то любая компания может потребовать досрочного прекращения правовой охраны Вашего товарного знака. Это впоследствии позволит этой компании зарегистрировать товарный знак на себя.
Чтобы предотвратить такое развитие событий регистрируйте товарные знаки, которые Вы планируете использовать. Также используйте регулярно товарный знак именно в том виде, в котором он указан в свидетельстве на товарный знак. А если Вы решили прекратить деятельность, передайте права по договору отчуждения исключительных прав за вознаграждение.
3. Если Вы вовремя не продлите действие товарного знака, то правовая охрана будет прекращена.
Срок действия товарного знака ограничен десятилетним сроком. Вы можете продлевать его действие неограниченное количество раз. Главное, не пропустить время продления, иначе правовая охрана товарного знака будет прекращена и любой конкурент сможет зарегистрировать обозначение на себя. Такую регистрацию можно будет оспорить в Палате по патентным спорам, но это займет определенное время, и увеличит расходы.
Чтобы не допустить данной ситуации следите за сроком действия Вашего товарного знака. Он считается с момента подачи заявки в Роспатент. Начинать процедуру продления товарного знака можно в последний год его действия. Если Вы вовремя не продлили товарный знак, у Вас есть возможность в течение шести месяцев подать заявление на продление товарного знака. Если и этот срок будет пропущен, то права на товарный знак теряются.
4. Если Вы не будете отслеживать нарушения своих исключительных прав и пресекать копирование товарного знака, то его могут аннулировать.
Основная функция товарного знака – это индивидуализация товаров и услуг. Потребитель должен ассоциировать товарный знак с определенным товаром и производителем. Если Вы не будете запрещать использование Вашего товарного знака другим компаниям, то впоследствии товарный знак потеряет различительную способность и может быть аннулирован по данному основанию.
Чтобы этого не допустить, Вам необходимо отслеживать продукцию конкурентов на рынке на предмет нарушения Ваших исключительных прав. В случае обнаружения незаконного использования – направлять нарушителям претензии.
Мы обратили внимание данные ситуации для того, чтобы Вы знали о них и могли их избежать. А также для понимания важности объектов интеллектуальной собственности и их защиты. Большинство споров по товарным знакам возникает именно из-за того, что правообладатели вовремя не предусмотрели какие-то важные аспекты. Согласитесь, лучше вовремя вложиться в продление товарного знака, чем потом тратить значительные суммы на возвращение товарного знака себе.
Если Вы потеряете право на товарный знак, а другая компания его зарегистрирует, то Вы уже не сможете на законных основаниях использовать данное обозначение для маркировки товаров. Также при потере прав на товарный знак Вы не сможете запрещать использование обозначения другим компаниям. Это приведет к размыванию бренда, а также к убыткам.