Какие элементы являются неохраняемыми?
Гражданский кодекс Российской Федерации гласит, что не могут быть зарегистрированы обозначения, которые не обладают различительной способностью. К таким обозначениям относятся:
1. обозначения, которые вошли во всеобщее употребление для обозначения определенного вида товаров;
2. общепринятые термины и символы;
3. обозначения, указывающие на вид товара, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ производства или сбыта;
4. обозначения, которые представляют собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Данная выдержка из закона немного размыто описывает требования к обозначениям. Давайте подробнее разберем, что может быть признано неохраняемым элементом товарного знака.
Отдельные буквы и цифры, а также их сочетания
Различительной способностью не обладают отдельно взятые буквы, не имеющие особого графического исполнения. Сочетания букв, которые не воспринимаются как слово и не имеют уникального графического изображения, также не обладают различительной способностью.
К этой же категории относятся цифры и числа, которые не обладают характерными графическими особенностями.
Фигуры и линии
Следующая группа неохраняемых элементов – простые геометрические фигуры (например, обычный треугольник, круг, квадрат) и линии. Если в обозначении используется только простая фигура или линия, такое обозначение нельзя зарегистрировать. Данные обозначения утратили свою различительную особенность, так как ранее активно использовались многими производителями.
Простые сочетания линий и фигур также не обладают отличительной способностью. Зарегистрировать можно только сочетание, которое является цельной композицией и создает новый уникальный графический образ, способный идентифицировать продукт.
Реалистичные изображения товара
Реалистичные или схематические изображения товаров не подлежат правовой охране. Поскольку каждый производитель вправе размещать на рекламе или других материалах изображение своего товара, данное изображение не будет обладать различительной способностью. Если же в изображение товара добавить креативную составляющую и сделать его уникальным (фантазийным), а не реалистичным, такое обозначение можно зарегистрировать и защитить.
Реалистичное изображение допустимо регистрировать только в том случае, если оно не имеет никакого отношения к товару, для которого регистрируется данный товарный знак. Например, если Ваш товарный знак распространяется на йогурт, на нем может быть изображен реалистичный образ автомобиля.
Объемные товарные знаки
Подобные обозначения можно поделить на три категории:
– формы, которые не связаны с самим товаром или услугой;
– форма товара или его части;
– форма упаковки товара.
Из всех вышеперечисленных категорий возможно зарегистрировать только форму, которая никак не связана с товаром или услугой, на которую распространяется регистрируемый товарный знак.
Допустимо регистрировать форму товара или его части, если эта форма отличается от общепринятой формы этого товара и позволит потребителю идентифицировать данный товар только по форме.
Простые указания товаров
Не охраняются наименования, которые используются для обозначения категории товаров или услуг. Например, «овощи», «обувь», «ремонт» и тому подобное для соответствующих товаров и услуг будут признаны неохраняемыми. Подобные наименования будут восприниматься потребителем как информация о самом товаре/услуге, а не как идентифицирующий признак. Данные обозначения могут спокойно использоваться производителями товаров/услуг одной категории.
Продолжение перечня элементов, не подлежащих правовой охране, в следующей статье.