Интеллектуальная собственность в бизнесе

Как защитить фирменного персонажа?

Воспользуйтесь услугой по теме: Товарные знаки

У Вашей компании есть уникальный персонаж, которого Вы используете в рекламных материалах, на упаковке товаров или для оформления торговой точки? А может быть у Вас создан мультфильм, комикс или видеоролик про этого персонажа? Вашего персонажа можно защитить от копирования. Если персонаж станет популярным, то могут появиться и конкуренты, которые захотят заработать на неправомерном использовании Вашего персонажа, продавая продукцию с его изображением или очень похожим на него персонажем без Вашего согласия. Согласно законодательству, защитить персонажа от незаконного копирования можно, в основном, двумя способами – при помощи авторского права и товарного знака.

Персонаж – объект авторских прав

Любой персонаж является объектом авторских прав в случае его уникальности. Так, для понимания того, защищен ли Ваш персонаж авторским правом, как правило, оценивается наличие характерных черт во внешности, характере, поведении и так далее.

Авторское право на произведение (а персонаж – это часть произведения) возникает с момента его создания и принадлежит автору. Автор может передать имущественные права на созданный объект иному лицу. Например, дизайнер разработал для Вас уникального персонажа и права на него передал по договору. В таком случае Вы будете правомерно использовать данный объект, а также Вы сможете запрещать неправомерное использование Вашего персонажа. Однако здесь есть несколько важных нюансов.

Во-первых, споры по защите авторских прав требуют больше подготовки. Необходимо собрать доказательства того, что права на объект принадлежат Вам, доказать отличительные особенностиперсонажа, а уже затем приступать к доказательству вины конкурента. Все это может увеличить срок судебного разбирательства. Кроме того, при защите авторского права, как правило, персонаж защищен от очень близкого копирования.

Во-вторых, Вам необходимо изначально юридически грамотно оформить передачу прав на произведение. Это позволит Вам доказать, что Вы имеете права на данный объект и имеет право запрещать его неправомерное использование.Для этого всегда документально оформляйте отношения с автором.

1. Заключайте трудовой договор (включая служебное задание на разработку объекта), договор авторского заказа, где обязательно указывайте, что автор/сотрудник создает объекты авторских прав, и права на них принадлежат работодателю. Задачу на создание персонажа оформляйте в виде технического задания. Результат принимайте по акту приема-передачи. Советуем, в акт приема-передачи включить изображение передаваемого объекта. Это позволит доказать, что права были переданы именно на этот объект.

2. Сохраняйте исходные файлы и черновики. Запросите у дизайнера исходный файл с изображением Вашего персонажа. В исходном файле обязательно должно быть указано ФИО автора и дата создания. Также обязательно сохраняйте любые черновики, чертежи, которые были созданы в процессе работы над персонажем. Это будет доказательством того, что лицо, которое передало Вам права на объект, является автором этого объекта.

Защита авторских прав достаточно трудоемкая процедура и эффективна только, если Вы юридически грамотно оформили передачу прав на объект, подготовили все необходимые документы и файлы. Регистрация товарного знака дает дополнительную защиту объекту, а также позволяет эффективно разрешить спор в более короткие сроки.

 

Плюсы и минусы такого метода защиты персонажа

Защита персонажа через защиту авторских прав имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести то, что объект охраняется в отношении любого копирования, незаконного размещения на любой продукции. Объекты авторских прав не нужно регистрировать, а также право автора на объект сохраняется в  течение жизни автора и 70 лет после смерти автора с года, следующего за годом смерти автора. Это достаточно продолжительный срок, который не нужно регулярно продлять и оплачивать государственные пошлины, как в случае с товарным знаком.

Из минусов можно отметить тот факт, что для объектов авторских прав установлены случаи свободного использования. Это значит, что при определенных условиях, установленных законодательством, третьи лица могут использовать Ваш объект без получения согласия и выплаты компенсации. Также при защите авторских прав достаточно сложно выстраивать доказательную базу. Вам необходимо будет доказать уникальность и характер Вашего персонажа. Если он будет достаточно обычным, внешний вид будет похож на ряд других персонажей, то доказать факт нарушения будет достаточно сложно.

Персонаж – товарный знак

Персонажа можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Этот вариант является более надежным и менее трудоемким, чем защита при помощи авторского права. Не зря многие персонажи известных мультфильмов зарегистрированы в качестве товарного знака.

Вы можете защитить имя персонажа, его изображение или совокупность этих элементов (словесный, изобразительный или комбинированный товарный знак). Но не стоит забывать о том, что не любое обозначение можно зарегистрировать в качестве товарного знака.

Обозначение не должно вводить потребителя в заблуждение, должно соответствовать нормам этики и морали, а также быть уникальным. Мы советуем проводить предварительную проверку товарного знака. Специалисты анализируют Ваше обозначение на возможность регистрации и проводят поиск на тождество и сходство с зарегистрированными товарными знаками и обозначениями, находящимися в процессе регистрации. Если по результатам проверки рисков отказа в регистрации не будет выявлено, то можно подавать заявку на регистрацию товарного знака.

Свидетельство на товарный знак дает Вам право запрещать использование Вашего товарного знака без Вашего согласия. Если конкуренты начнут копировать Вашего персонажа или использовать очень похожего персонажа, то на основании одного свидетельства Вы можете запрещать такое использование. Важно не забывать о том, что если товарный знак содержит графические элементы, то также необходимо оформить передачу прав на объект с дизайнером,который его создавал.

Многими компаниями эффективно применяется досудебный способ урегулирования споров. Нарушителю направляется претензия с требованием прекратить использование персонажа. А претензии обязательно необходимо указать сведения о товарном знаке. Если нарушитель официально вовремя не отреагирует на претензию, то Вы можете обращаться в суд. Зачастую нарушители прекращают использование после направления претензии. Способ досудебного урегулирования споров экономит время и деньги, которые могут быть затрачены на услуги юристов по ведению дела в суде.

Если нарушение прав на товарный знак осуществляется на сайтах или в социальных сетях, то можно действовать через информационного посредника (хостера, администратора социальной сети и т.п.) Вы можете направить письмо с просьбой заблокировать ресурс или оформить жалобу в социальных сетях. Не забывайте, что Вам потребуется доказать, что Вы правообладатель товарного знака. Для этого необходимо предоставить свидетельство на товарный знак и другие необходимые сведения.

 

Плюсы и минусы такого метода защиты персонажа

Плюс регистрации персонажа в качестве товарного знака заключается в том, что в случае обнаружения нарушения, Вам не потребуется дополнительных доказательств. Вы можете запрещать неправомерное использование на основании свидетельства на товарный знак. Вам не потребуется дополнительно доказывать уникальность поведения персонажа. Также Вы можете защитить не только визуальный образ персонажа, но и его имя. Иногда конкуренты могут использовать только словесно обозначение. Также срок действия товарного знака 10 лет с момента подачи заявки, но Вы можете продлять его неограниченное количество раз. В случае с авторскими правами срок все-таки ограничен.

В качестве минусов можно отметить то, что товарный знак охраняется только в отношении зарегистрированных классов МКТУ. Товарный знак необходимо продлять каждые десять лет, если Вы планируете продолжать использование, а это несет дополнительные затраты для Вас. Также обязательным условием для действия товарного знака является его регулярное использование. Если Вы на протяжении трех лет непрерывно не будете использовать товарный знак, то третьи лица могут направить заявление о досрочном прекращении действия Вашего товарного знака.

Опыт Z&G.Patent

В нашей практике есть опыт регистрации серии товарных знаков для бренда одежды и товаров для детей «VATAGA». Наш клиент решил создать персонажей для эффективного продвижения бренда. Использование персонажей предполагалось в рекламных материалах, а также на продукции. Клиент желал защитить своих персонажей от неправомерного использования конкурентами. Специалисты «Z&G.Patent» предложили зарегистрировать серию товарных знаков и, таким образом, защитить персонажей от копирования. Были поданы заявки на комбинированные товарные знаки. Товарный знак содержал в себе графическое изображение самого персонажа и словесное обозначение – имя персонажа. Было принято решение регистрировать каждого персонажа как отдельный товарный знак, хотя использовались они зачастую все вместе. Такое решение позволило получить больший объем прав и уверенность в быстрой и качественной защите.

Зарегистрированные товарные знаки для бренда «VATAGA»:

 

 

 

В качестве вывода хочется отметить, что регистрация товарного знака может гарантировать защиту достаточно широкому кругу объектов. Например, персонажей, на первый взгляд, не все отнесут к товарным знакам. Но в настоящее время регистрация персонажа в качестве товарного знака стала достаточно частым явлением. Регистрация товарного знака гарантирует государственную защиту Вашего обозначения, что позволит Вам запрещать его неправомерное использование.

Написать нам

    Удалить файлы
    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.
    Мария Гаврилова
    Автор статьи
    Мария Гаврилова
    Руководитель Z&G. Patent, патентный поверенный РФ (рег. № 1398)

    Другие статьи