Какой орган контролирует антимонопольное законодательство?
Можно подумать, что на рекламу распространяется только ФЗ «О рекламе», но это не совсем так. Реклама контролируется и ФЗ «О защите конкуренции». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения — это государственный орган, который следит за соблюдением законодательства в сфере конкуренции. Действия Антимонопольной службы направлены на создание условий, которые обеспечивают свободную конкуренцию и ограничение монополистической деятельности компаний. Ведомство выявляет факты недобросовестной конкуренции, факты злоупотребления доминирующим положением на рынке, незаконные действия, ограничивающие свободную конкуренцию, а также выявляет случаи ненадлежащей рекламы.
Как недобросовестная конкуренция связана с рекламой?
Недобросовестная конкуренция – это нарушение правил конкуренции, действия, направленные на ущемление интересов конкурентов, на получение преимуществ своей компании в предпринимательской деятельности.
Реклама – это инструмент, с помощью которого компания информирует потребителя о своем товаре и его характеристиках. Реклама подразумевает выделение продукта на рынке среди остальных, ведь в рекламе всегда присутствует УТП (уникальное торговое предложение), которое раскрывает уникальность товара. Вот, здесь и можно наступить на грабли! По нормам антимонопольного законодательства компании не вправе использовать в рекламе фразы, которые качественно выделяют компанию на фоне остальных, или даже заведомо наносят ущерб деловой репутации конкурентов.
Что нельзя использовать в рекламе
Можно выделить три формы недобросовестной конкуренции в рекламе. Давайте разберемся, какие элементы нельзя использовать в рекламе, чтобы избежать судебных разбирательств. Для этого обратимся к статьям 14.1-14.3 ФЗ «О защите конкуренции».
1). Нельзя использовать ложные, неточные или искаженные сведения, которые дискредитируют конкурента. Например, если в рекламе будет использоваться недостоверная или неточная информация, которая показывает слабые стороны продукции конкурента, даже если это показано косвенно, это будет признаваться актом недобросовестной конкуренции.
Главная цель размещения такой недостоверной, неточной информации в рекламе – подрыв доверия к конкуренту. Важно обратить внимание на то, что актом недобросовестной конкуренции будет признано именно распространение недостоверных или неточных сведений, которые могут оказать влияние на репутацию конкурента, а для нарушителя открыть преимущества на рынке.
2). Нельзя использовать сведения, которые вводят в заблуждение потребителя, конкурентов и других третьих лиц. Речь идет об информации о производителе и его товаре, а не о конкурентах. Также важно отметить, что информация эта в положительном ключе характеризует производителя. Обычно к такой информации относится:
— качество и свойства товара, способы изготовления, результаты от использования товара;
— наличие товара на рынке, количество товара, размер спроса на товар;
— место производства, изготовитель товара, гарантия;
— условия приобретения товара и цена.
Важно помнить, что нарушением является использование данной информации именно в случае ее недостоверности. Если Вы можете документально подтвердить размещаемую информацию, то это не будет являться нарушением. В качестве примера можно привести использование в рекламе достаточно известного знака ГОСТа. Если в рекламе указывается, что продукт производится по ГОСТу, а документально это не будет подтверждено, то это является актом недобросовестной конкуренции.
3). Нельзя использовать некорректное сравнение Вашей компании или товара с компанией или товаром конкурента. Иногда производители пытаются показать качества и характеристики своего товара в сравнении с товаром конкурента. Важно помнить, что некорректные сравнения могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции.
Сравнения, которые нельзя использовать в рекламе:
— сравнение с использованием слов «лучший», «самый», «первый», «единственный» и т.п. Эти слова показывают превосходство товара над товарами конкурента. Если Вы будете использовать такие слова в рекламе без указания конкретных характеристик, которые можно подтвердить, то Вы будете нарушать антимонопольное законодательство.
— сравнение, в котором не указаны конкретные параметры сравнения или результаты сравнения не могут быть объективно проверены.
— сравнение, которое основано на сопоставлении незначительных и несопоставимых фактов, содержит негативную оценку деятельности конкурента или его товара. В случае такого некорректного сравнения достоверность информации не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.
Наши специалисты советуют перед созданием рекламы обратиться к законодательным актам, чтобы обезопасить себя от нарушений закона. А в случае возникновения спорных ситуаций воспользоваться помощью юристов.
Наши специалисты оказывают услуги по защите от недобросовестной конкуренции. Вы можете обратиться по телефону: 8 (343) 213-33-46.