Интеллектуальная собственность в бизнесе

QR-код может быть товарным знаком?

Воспользуйтесь услугой по теме: Товарные знаки

QR-коды используются всё чаще. Присвоить QR-код можно любому изображению из поисковика Google или найти аккаунт инстаграм с помощью персонального кода. А вот может ли такой код стать частью Вашего фирменного обозначения и получить правовую охрану от государства? Дарья Михайлова, руководитель практики товарных знаков Z&G. Patent, объясняет, в каких случаях можно получить регистрацию QR-кода или штрихкода в качестве товарного знака.

Один из главных признаков товарного знака – это его уникальность или различительная способность.

Закон предоставляет защиту тем обозначениям, которые любой среднестатистический потребитель сможет запомнить с первого раза и в последующем узнавать среди других брендов.

QR-код – это совокупность точек и квадратиков, расположенных хаотично, штрихкод — набор линий разной толщины.

Несмотря на то, что каждый такой код, с одной стороны, имеет уникальное расположение и разное количество элементов, с другой стороны, при просмотре кодов человеческий глаз не способен запомнить разницу между элементами. Поэтому, в сознании человека QR-коды или штрихкоды между собой смешиваются и у нас не получается сразу отличить один код от другого.

Кроме этого, не соблюдается второй важный принцип: отсутствие сходства до степени смешения.

Визуально все QR-коды или штрихкоды похожи между собой. Если бы у Вас получилось зарегистрировать обозначение штрихкода в качестве товарного знака,​ то по закону Вы получили бы право запретить другим компаниям использовать QR-коды или штрихкоды в своей деятельности, что невозможно в современных условиях рынка.

Пример обозначения с QR-кодом, не зарегистрированным в качестве охраняемого элемента товарного знака. Источник: Реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ (fips.ru)

 

Другое дело, когда Вы придумали стилизацию QR или штрихкода таким образом, что он становится фантазийным, потребители воспринимают его уже не как типичный QR-код или штрихкод, а как уникальную композицию элементов «с изюминкой». Такие логотипы успешно регистрируются в Роспатенте.

Пример товарного знака с охраняемым элементом QR-кода. Источник: Реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ (fips.ru)

 

Юристы Z&G. Patent успешно регистрируют товарные знаки уже 18 лет, мы зарегистрировали более 3000 товарных знаков и знаем, как необходимо доработать обозначение и какие элементы лучше не использовать, чтобы Ваш логотип получил регистрацию в Роспатенте.

Написать нам

    Удалить файлы
    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.
    Мария Гаврилова
    Автор статьи
    Мария Гаврилова
    Руководитель Z&G. Patent, патентный поверенный РФ (рег. № 1398)

    Другие статьи