Интеллектуальная собственность в бизнесе

Подробно о договоре коммерческой концессии (франчайзинга)

Воспользуйтесь услугой по теме: Договоры

Договор коммерческой концессии или договор франчайзинга – это главный документ, который регулирует отношения правообладателя франшизы с пользователем (франчайзи). Требовать друг от друга стороны могут только то, что прописано в этом договоре, поэтому стоит уделить этому документу особое внимание.

Зачем нужен договор коммерческой концессии

Если у Вас появилось желание открыть бизнес, но нет соответствующего опыта, Вы можете открыть бизнес по уже существующей франшизе. А если у вас есть уже успешный бизнес, то франшиза может стать прекрасной возможностью для развития и масштабирования вашего бизнеса.

Для того чтобы оформить и закрепить свои отношения юридически, франчайзер и франчайзи должны заключить договор коммерческой концессии. По договору коммерческой концессии правообладатель предоставляет пользователю комплекс исключительных прав, который обязательно включает в себя товарный знак и может содержать другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Например, фирменный стиль, объекты патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), коммерческая информация. Все это включается в предмет договора и в дальнейшем пользователь вправе использовать в своей деятельности объекты, указанные в договоре.

Поскольку все взаимодействие между правообладателем и пользователем проходит в рамках договора коммерческой концессии, в этом договоре прописываются все нюансы и тонкости, которые могут возникнуть между сторонами. Что обязательно должно быть указано: условия предоставления права использования комплекса исключительных прав, какие-либо запреты для пользователя, порядок контроля качества, порядок взаимодействия между правообладателем и пользователем в ходе исполнения договора, ответственность сторон, условия и порядок расторжения договора. Также в договоре обязательно должны быть прописаны порядок и размеры выплат, которые пользователь выплачивает правообладателю: первоначальный взнос и дальнейшее роялти (денежная компенсация за использование франшизы). Далее подробно рассмотрим каждую составляющую договора.

Что нужно прописать в договоре коммерческой концессии

Условия предоставления права использования комплекса исключительных прав. Этот пункт подразумевает под собой:

1. Перечень товаров и услуг, в отношении которых используется данный комплекс исключительных прав;

2. Территорию, на которую распространяется данный договор;

3. Конкретный перечень допустимых способов использования объектов, которые прописаны в договоре коммерческой концессии.

Запреты для пользователя. В данном пункте прописываются все запреты, которые устанавливает правообладатель для пользователя. Например, запрет на использование других обозначений вместе с товарным знаком правообладателя. Бывают ситуации, когда пользователь франшизы может решить параллельно с товарным знаком правообладателя продвигать свое обозначение. В дальнейшем это поможет ему открыть свой бизнес, аналогичный бизнесу правообладателя франшизы, только под другим названием. Чтобы предотвратить такое развитие событий, необходимо прописать подобный запрет в договоре.

Могут быть прописаны и другие специфические запреты на усмотрение правообладателя: запрет на ведение социальных сетей, сайта и т.п.

Порядок контроля качества. Правообладатель имеет право и обязательство перед клиентами контролировать качество товаров или услуг, которые предоставляет пользователь по франшизе. Это в интересах не только потребителей, но и самого правообладателя. Приобретая те или иные товары и услуги у пользователя франшизы, потребитель формирует отношение  к бренду и низкое качество товаров или услуг пользователя может навредить деловой репутации владельца франшизы и его товарного знака. В договоре коммерческой концессии должны быть прописаны все допустимые способы и механизмы контроля со стороны правообладателя.

Порядок взаимодействия между правообладателем и пользователем в ходе исполнения договора. Самый обширный пункт договора, поскольку он включает в себя все, что касается ведения бизнеса: от внедрения CRM-систем до порядка оказания услуг.  Часто включает в себя условия по обучению продажам или оказанию услуг, которые предполагает франшиза. Данный пункт прописывается в договоре с той целью, чтобы пользователь при оказании услуг или при продаже товаров по франшизе придерживался того качества и уровня сервиса, тех правил по работе с клиентами, которые установлены правообладателем.

Ответственность сторон, условия и порядок расторжения договора. Данный раздел содержит права и обязанности участников договора и механизмы их реализации. Это необходимо для обеспечения исполнения условий договора. Также обязательно должны быть указаны нарушения, которые влекут за собой расторжение договора с пользователем. Сторона вправе расторгнуть договор в случае какого-либо нарушения, не спрашивая согласия другой стороны, только в том случае, если в договоре прописано, что данное нарушение влечет за собой подобные последствия. Здесь же прописываем порядок расторжения договора.

Особенность договора коммерческой концессии

Ключевая особенность договора коммерческой концессии заключается в том, что владелец франшизы может установить для пользователя  ограничения, которые касаются конкуренции с самим владельцем франшизы. Во всех остальных случаях такие ограничения запрещены антимонопольным законодательством РФ.

Подготовка договора коммерческой концессии

Подготовка договора франчайзинга самый важный этап работы по запуску франшизы. Специалисты Z&G.Patent прорабатывают каждую деталь, т.к. в данном договоре важно все.

Этапы работы:

1. Направляем клиенту подробное техническое задание;

2. Запрашиваем все документы, которые касаются взаимодействия с пользователем;

3. Изучаем документы и с учетом полученной информации готовим договор;

4. Проводим встречи с клиентом, обсуждаем проект договора и спорные моменты, которые могут возникнуть.

Таким образом, чтобы подготовить договор коммерческой концессии для клиента, специалисту необходимо потратить много сил и времени на погружение в тему. Изучить все нюансы дела, прописать в договоре все, что необходимо, ничего не упустить. Из этого складывается стоимость на данную услугу.

Написать нам

    Удалить файлы
    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.
    Мария Гаврилова
    Автор статьи
    Мария Гаврилова
    Руководитель Z&G. Patent, патентный поверенный РФ (рег. № 1398)

    Другие статьи