Защита интеллектуальной собственности компании. С чего начать? С аудита!

Допустим, что Вы решили защитить интеллектуальную собственность Вашей компании. Но вот с чего начать? Конечно, предпринимателю сложно понять, какие объекты можно защитить, как их можно защитить, как расставить приоритеты, с чего лучше начать. Во- первых, мы советуем обратиться к патентному поверенному, который имеет опыт успешной регистрации товарных знаков, защиты прав на товарные знаки, запатентованные разработки, защиты авторских прав. Во-вторых, Вы можете провести аудит интеллектуальной собственности Вашей компании. Если Вы еще не предпринимали никаких мер защиты интеллектуальной собственности Вашей компании, то аудит позволит выявить комплекс объектов интеллектуальной собственности и разработать стратегию защиты этого комплекса объектов.

Как проходит аудит?

  1. Специалисты Z&G. Patent определяют объекты интеллектуальной собственности и авторских прав (товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, изобретения, программы для ЭВМ, ноу-хау, объекты авторских прав, например, объекты дизайна, фотографии, статьи).
  2. Затем специалисты Z&G. Patent разрабатывают рекомендации по защите объектов интеллектуальной собственности. Например, рекомендуют зарегистрировать товарные знаки, получить патенты на объекты или разработки, ввести режим коммерческой тайны, разработать внутреннюю документацию и договоры для сотрудников, которые создают объекты творческим трудом.
  3. После аудита Вы можете обратиться к специалистам Z&G. Patent для реализации рекомендаций.

Какие объекты интеллектуальной собственности и авторских прав есть в большинстве компаний?

Товарные знаки

Товарные знаки – распространенные объекты интеллектуальной собственности. Достаточно часто компании начинают именно с регистрации товарного знака, потому что преимущества регистрации товарного знака уже широко известны и понятны предпринимателям. Однако, многие ограничиваются только регистрацией товарного знака, не защищая другие объекты интеллектуальной собственности и авторских прав, которые тоже важны для компании. А также не все знают, какие товарные знаки могут быть. В качестве товарного знака можно зарегистрировать, и словесное обозначение, и графику, и комбинированное обозначение, которое состоит из графической и словесной части, и слоган компании, и этикетку, и даже цвет и звук. Регистрация товарного знака позволит защитить Ваше обозначение от незаконного использования, а также позволит не нарушить права третьих лиц.

Мы советуем регистрировать товарный знак до вывода товара на рынок, т.к. это позволит снизить риски потери бизнеса. Во-первых, зарегистрированный товарный знак дает гарантию, что Вы не нарушаете права третьих лиц.

Во-вторых, недобросовестные конкуренты могут отнять Ваш бизнес, если товарный знак не зарегистрирован. В-третьих, регистрация товарного знака необходима, если Вы планируете расширение бизнеса через заключение лицензионного договора или договора коммерческой концессии. Подробнее об этом мы писали в статье «Регистрация товарного знака. Когда начинать?».

 

Патентование

Существует стереотип, что патенты необходимо получать только на изобретения, промышленные разработки. Однако получить патент можно и на привычные нам вещи, которые на первый взгляд с патентом совсем не ассоциируются. Например, механизм ювелирного изделия, внешний вид рекламной конструкции, внешний вид печенья, дизайн интерьера ресторана, внешний вид потолочного плинтуса и т.п. Для того, чтобы определить, какие объекты можно запатентовать необходимо провести аудит интеллектуальной собственности в компании. Если будут выявлены такие объекты, то необходимо для каждого объекта провести патентный поиск и определить патентоспособность конкретного объекта.

Существует три вида патентов.

В качестве промышленного образца охраняется внешний вид, например, форма продукта, этикетки, форма и цветовое решение упаковки. Обеспечивает государственную защиту прав на разработанный Вами дизайн продукта в течение 25 лет. Пошлина за поддержание оплачивается каждые 5 лет.

В качестве изобретения могут охраняться различные устройства, методики, технологии производства, а также составы веществ. обеспечивает государственную защиту прав на разработанную Вами технологию в течение 20 лет. Каждый год оплачивается пошлина за поддержание патента в силе.

 

В качестве полезной модели могут охраняться технологии в виде различных устройств бытового и промышленного назначения, которые могут быть выражены в материальном виде. Обеспечивает государственную защиту прав на разработанную Вами технологию в течение 10 лет. Каждый год оплачивается пошлина за поддержание патента в силе.

 

Объекты авторских прав

Объекты авторских прав есть в любой компании, а защищают эти объекты далеко не все. К объектам авторских прав относятся фотографии, контент сайта, фирменный стиль, графический логотип, дизайн-макеты и т.п. А если сотрудники Вашей компании регулярно создают такие объекты, то Вам точно необходимо задуматься об оформлении передачи прав на данные объекты. Мы рекомендуем  подготовить пакет документов, которые закрепят за Вашей компанией исключительные права на эти произведения.

Программы для ЭВМ

Сейчас есть компании, которые разрабатывают различные приложения и сайты, а также компании, которые хотят разработать свое собственное приложение. Конечно, такой объект тоже хочется защитить. Вы можете зарегистрировать исходный код сайта или приложения в качестве программы для ЭВМ. Это позволит защитить исходный код сайта и запрещать его неправомерное использование.

Начиная с аудита, Вы сможете увидеть весь комплекс объектов интеллектуальной собственности и авторских прав, а также понять, как защитить эти объекты, с чего начать. Если Вы хотите, чтобы специалисты Z&G. Patent провели аудит интеллектуальной собственности Вашей компании, Вы можете оставить позвонить по телефону: +7 (343) 253 25 92.

Другие публикации