Зачем передавать права на логотип?

В предыдущих статьях мы подробно раскрыли тему товарного знака. Согласно закону, правообладателем товарного знака может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Физическое лицо не может обладать правами на обозначение. В отличие от товарного знака, исключительные права на логотип возникают у физического лица, то есть у автора, который нарисовал этот логотип.

Как передать права на логотип?

Если автор является сотрудником какой-либо компании и логотип создавался для данной организации, чтобы работодатель стал правообладателем логотипа, к трудовому договору должны быть заключены специальные соглашения об исключительных правах. Если автор не является сотрудником компании, а работал по принципу фриланса, тогда передача прав на логотип проходит через отчуждение исключительного права на логотип как на изобразительное произведение.

Пока вышеперечисленные документы не были подписаны, права на логотип принадлежат его автору.

Зачем автору передавать права компании?

Если компания не обладает исключительными правами на логотип, она не может законно его использовать. Например, не может передать третьим лицам право на использование логотипа, не может размещать на рекламе или на своей продукции, поскольку распоряжаться логотипом вправе только его правообладатель. Если автор не передал право компании, использование логотипа может осуществляться только с согласия автора.

Что будет, если автор не передал права?                           

Бывают случаи, когда сотрудник, создавший логотип, уволился, или компания поссорилась с автором-фрилансером. По разным причинам автор может не передать исключительные права или вовсе запретить компании использовать свой логотип. Подобные ситуации решаются в судебном порядке. Компании потребуется приложить много усилий, чтобы доказать свое право на использование логотипа. В некоторых случаях сделать это практически невозможно. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно своевременно заключать с автором необходимые соглашения о передаче прав на логотип.

Регистрация товарного знака

Снова вернемся к теме товарного знака. Если товарный знак включает в себя не только словесный, но и графический элемент, в идеале права на это изображение должны принадлежать компании, на которую регистрируется данный товарный знак, поскольку одно из оснований для оспаривания товарного знака – наличие в его составе произведения, права на которое принадлежат третьему лицу.

Если в состав товарного знака входит изображение, но права на изображение не были переданы правообладателю данного товарного знака, при возникновении любой спорной ситуации автор может пойти и оспорить этот товарный знак в суде. Товарный знак будет оспорен автором изображения полностью, и правовая охрана будет прекращена и в отношении графического элемента, и в отношении словесного. Следовательно, данное наименование не будет охраняться, и кто угодно сможет зарегистрировать такое же обозначение в период между решением о прекращении правовой охраны до подачи новой заявки компанией, чей товарный знак был оспорен автором логотипа. Таким образом, компания может потерять не только логотип, но и весь товарный знак вместе со словесным обозначением, что выльется в значительные убытки для бизнеса.

Другие публикации