Партнерство может привести к потере бизнеса

Говоря о партнерстве, мы обычно подразумеваем отношения между людьми, которые совместно нацелены на создание и развитие бизнеса. Обычно партнеры равноправны, но нередки случаи, когда один партнер предоставляет инвестиции, а другой занимается собственно развитием бизнеса.

Развитие бизнеса подразумевает вывод на рынок оригинального продукта, который впоследствии и приносит прибыль, будь-то производство определенных товаров или оказание каких-либо услуг. Разумеется, создаваемый продукт будет иметь свое имя, которое в процессе развития бизнеса длительное время продвигается партнерами с целью повышения узнаваемости бренда.

О чем лучше договориться «на берегу» стартапа и как подстраховать себя от «недобросовестного» партнера?

В самом начале партнерских отношений мало кто задумывается о правильном оформлении партнерских соглашений. Это логично, поскольку все силы партнеров брошены на создание ими бизнес-продукта и его уникального предложения на рынке. Однако по мере развития партнерских отношений все усложняется. Бизнес растет и развивается, растет и прибыль. В процессе этого создается и формируется бренд, имеющий ценность и приносящий прибыль. Таким брендом, как правило, выступает название производимого продукта или имя компании, оказывающей услуги.

 

Бренд — это понятие скорее маркетинговое, в юридическом смысле под брендом понимается либо коммерческое обозначение либо товарный знак, индивидуализирующие конкретный товар или услугу. Как правило, именно на этом этапе возникают сложности при оформлении прав на бренд.

 

Основные риски, с которыми можно столкнуться при партнерстве:

1) С целью не тратить дополнительные средства на создание юридического лица, весь бизнес концентрируется на одном партнере, как правило, имеющем ИП или ООО. Чем это грозит?

Когда весь бизнес по документам ведется от одного из партнеров, разумно предположить, что все договоры о поставке товаров или оказании услуг также заключаются этим партнером и де-юре именно этот партнер в случае спора с легкостью докажет, что бренд принадлежит ему в качестве коммерческого обозначения, поскольку именно он использовал этот бренд при производстве товаров или оказании услуг,  то есть впервые ввел его в гражданский оборот.

 

Если во всех документах бизнеса фигурирует только один партнер, то в случае спора он легко сможет доказать, что бренд принадлежит ему.

2) Один из партнеров, обладающий большей инициативой, может заниматься продвижением сайта, делать заказы рекламной продукции, регистрировать на свое имя домены, а также заказывать у дизайнера разработку логотипа. В этом случае все документы на разработку заключаются от имени этого партнера и ему, как заказчику, будут принадлежать исключительные права на объекты дизайна — логотип, фотографии, дизайн-макет упаковок, оформление сайта и иные объекты, формирующие бренд в целом. Тогда как второй партнер, хоть и финансирует в создание указанных объектов, юридически не имеет к ним никакого отношения.

Когда только один партнер является заказчиком объектов дизайна, то все права на эти объекты будут принадлежать ему.

Другие публикации