Можно ли использовать на сайте чужой товарный знак?

Иногда компании используют на сайте не только свой товарный знак, но и товарные знаки партнеров, подрядчиков и т.п. Важно понимать, что любое использование чужого товарного знака нужно оценить с точки зрения нарушения прав правообладателя. Законодательством предусмотрены случаи, когда товарный знак может использоваться без согласия правообладателя, и это использование не будет считаться нарушением.

В каких случаях можно использовать товарный знак без согласия правообладателя:

1. Товарный знак упоминается в новостях, статьях, интервью с информационной целью. В таком случае не нарушаются права правообладателя, т.к. товарный знак используется не для маркировки товаров, не с целью извлечения прибыли.

2. Товарный знак упоминается на сайте торгового центра, интернет-магазина для информирования аудитории, а не с целью продажи под этим товарным знаком другой продукции. Если товарный знак размещается, например, в разделе «Партнеры» и используется не для индивидуализации товаров или услуг, то такое использование может быть признано законным.

Однако если товарный знак без согласия правообладателя используется в рекламных материалах или на самом сайте с целью увеличения продаж других товаров, то такое размещение может быть признано незаконным.

3. Упоминание чужого товарного знака не должно нарушать антимонопольное законодательство. Иногда товарный знак конкурента используется не в целях маркировки товаров и их продажи в дальнейшем, а с целью ущемления интересов конкурентов и получение преимуществ для своей компании на рынке. Такие действия могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции.

Согласно статьям 14.1-14.3 ФЗ «О защите конкуренции» к нарушению антимонопольного законодательства может привести использование товарного знака при следующий обстоятельствах:

— Использование чужого товарного знака повлекло распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые дискредитируют конкурента.

— Использование чужого товарного знака в материалах, которые вводят в заблуждение потребителя, конкурентов и других третьих лиц.

— Некорректное сравнение Вашей компании или товара с компанией или товаром конкурента. Сюда относятся сравнения с использованием следующих слов: «лучший», «самый», «первый». Также наказуемо сравнение без указания конкретных параметров, сравнение на сопоставлении незначительных или несопоставимых фактов.

Также хотим заострить внимание на использовании товарных знаков при оказании посреднических услуг. Если на Вашем сайте Вы размещаете товарные знаки других компаний, к которым можно обратиться за услугой или приобрести определенный товар, то необходимо получить согласие правообладателя на такое использование. Например, Вы продаете товар определенного бренда и размещаете товарный знак на своем сайте. Правомерно будет размещать товарный знак других компаний при заключенном договоре, где прописаны все условия использования товарного знака.

Опыт «Z&G.Patent»

В нашей практике есть опыт защиты прав на товарный знак при размещении его на сайте другого предпринимателя. Дело в том, что предприниматель ранее продавал продукцию нашего клиента компании «Gladiator» и использовал товарный знак нашего клиента на своем сайте. Впоследствии продукция закончилась, но товарный знак также размещался на сайте. Такие действия являлись нарушением прав нашего клиента.

Специалисты «Z&G.Patent» направили претензию в адрес нарушителя с требованием прекратить неправомерное использование. Предприниматель отреагировал на претензию и прекратил незаконное использование товарного знака «Gladiator»

Если у Вас возникают вопросы о правомерности использования товарного знака, то лучше проконсультироваться со специалистами в сфере интеллектуальной собственности. Каждая ситуация уникальна и требует анализа с точки зрения правовых норм и судебной практики.

Другие публикации