Как защитить сайт от копирования?

На сегодняшний день сайты играют большую роль для привлечения клиентов и увеличения прибыли. Компании соперничают за первые места в поисковой выдаче, и конечно, на это все влияет сам сайт, его наполнение. Конкуренты могут копировать или заимствовать элементы сайта, которые способствуют привлечению внимания. Сайт – это целый комплекс объектов интеллектуальной собственности и авторских прав. Например, товарный знак, код сайта в виде программы для ЭВМ, объекты авторских прав: фирменный стиль, контент, фотографии, портфолио и т.п. И важно понимать, что именно Вы хотите защитить: весь комплекс объектов или какие-то отдельные элементы сайта. А может быть, конкуренты уже копируют Ваш сайт? В этом случае тоже важно понимать, какие объекты копирует конкурент, как выстраивать стратегию защиты.

Товарный знак

Самый распространенный способ защиты – регистрация товарного знака. В качестве товарного знака может быть зарегистрирован графический логотип, словесное обозначение или обозначение, которое содержит словесные и графические элементы. Конкуренты могут использовать именно Ваш товарный знак на своем сайте или в доменном имени.

Если Вы зарегистрировали товарный знак, а конкурент начал его использовать на своем сайте, то Вы можете потребовать прекращения такого использования. Важно понимать, что нарушением является не только использование идентичного обозначения, но и использование обозначения, сходного до степени смешения с Вашим товарным знаком. Также важно обратить внимание на использование товарного знака в доменном имени. Нарушение может быть признано только тогда, когда доменное имя, в котором используется Ваш товарный знак, адресует на сайт конкурента с такой же продукцией, в отношении которой зарегистрирован товарный знак. Например, Вы продаете стулья, и Ваш товарный знак в доменном имени использует компания, которая тоже продает стулья. В таком случае нарушение может быть признано.

Опыт Z&G.Patent

Марка детской одежды «UMKA» является нашим постоянным клиентом. Для данной компании мы оказывали услуги досудебного урегулирования спора. Дело в том, что конкуренты использовали обозначение «UMKA» без согласия правообладателя. Ежегодно претензии направлялись различным производителям детской одежды с требованиями прекратить незаконное использование товарного знака «UMKA». Использование осуществлялось, в том числе, на сайте и в доменном имени.

У нашего клиента зарегистрирован товарный знак «UMKA», что позволило запретить неправомерное использование обозначения «UMKA». Нарушителю была направлена претензия с требованием, прекратить неправомерное использование товарного знака. Досудебный порядок урегулирования спора позволил в короткие сроки без дополнительных затрат добиться желаемого результата.

Объекты авторских прав

В рамках сайта к объектам авторских прав относится фирменный стиль, контент сайта, портфолио, видеоролики и т.п. Объекты авторских прав не регистрируются. Однако есть другие способы защиты таких объектов. Все эти меры необходимо принимать до размещения дизайна, контента, фотографии или других объектов на сайте.

Если Вы обнаружите, что конкурент копирует Ваш фирменный стиль сайта или другие объекты авторских прав, то самое главное, у Вас должны быть доказательства того, что права на объекты принадлежат Вашей компании. Что для этого нужно?

1. Грамотно оформить договор с автором. Автором может быть штатный сотрудник или сотрудник, привлеченный со стороны по договору заказа. В договоре со штатным сотрудником необходимо обязательно прописывать обязанности сотрудника, если он регулярно создает объекты авторских прав. Например, регулярно разрабатывает дизайн-макеты для сайта. Также важно включить пункт, что права на создаваемые сотрудником объекты принадлежат работодателю. Если Вы заключаете договор с фрилансером, то обязательно нужно оформить передачу прав на объекты. Также в любом случае задачу нужно оформлять как служебное задании, а результат работ принимать по акту приема-передачи.

2. Сохраняйте исходные цифровые файлы, черновики, чертежи и т.п. В этих файлах обязательно должно быть ФИО автора и дата создания. Если Ваши сотрудники на регулярной основе создают объекты авторских прав, то Вы можете завести корпоративные носители для этих объектов, а также регламентировать сохранение исходных файлов на данных носителях. Именно исходные файлы являются доказательством в судебных разбирательствах.

Также не стоит забывать, что и Вы можете быть привлечены к ответственности за неправомерное использование объектов авторских прав. Достаточно часто предприниматели не уделяют должного внимания использованию объектов. Например, фотографии из сети Интернет для страниц сайта, используют инфографику, пиктограммы из сети Интернет без согласия автора или правообладателя. В таком случае можно получить претензию за неправомерное использование объектов авторских прав. На использование любых объектов авторских прав необходимо получить согласие автора или правообладателя. Даже если имя автора не указано, даже если Вы нашли объект в открытом источнике, даже если другие компании тоже используют этот объект, это не позволяет использовать объекты авторских прав без согласия автора или правообладателя.

Программа для ЭВМ

Исходный код сайта тоже можно защитить. Если Вы понимаете, что конкуренты могут скопировать именно исходный код сайта, то Вы можете его защитить в виде программы для ЭВМ. Регистрация программы для ЭВМ позволяет защитить исходный код программы от прямого копирования. Если конкуренты начнут копировать код Вашего сайта, то имея свидетельство на программу для ЭВМ, Вы сможете доказать, что права принадлежат Вам.

Мы советуем подходить к защите сайта комплексно. Осуществлять меры по защите не только одного объекта, но и других объектов, которые важны для Вашего бизнеса. Также важно правильно оформлять отношения с сотрудниками и подрядчиками, которые создают объекты интеллектуальной собственности или авторских прав, или работают с ними. Задумываться о защите элементов сайта важно до выхода на рынок. Это снизит риски потери  прав на объекты, а также позволит не нарушить права третьих лиц. Специалисты «Z&G.Patent» оказывают комплекс услуг по защите объектов интеллектуальной собственности и авторских прав.

 

Тел: +7 (343) 253 25 92.

Электронная почта: office@zg-patent.ru.

Другие публикации